Тенденции современного рынка цифровых видеокамер

Небольшие заметки по поводу состояния рынка  цифровых видеокамер

Введение

    В последнее время нас регулярно спрашивают, почему мы приостановили тестирование видеокамер? Поскольку на этот вопрос нельзя ответить одной фразой, мы и решили написать эту небольшую заметку. 

История

   Цифровые видеокамеры начали пользоваться популярностью у широких масс любителей видео начиная с середины 1999 года, когда выход в свет видеокамер Sony Digital 8 резко снизил ценовой порог для вхождения в мир цифрового видео.  С этой поры начался рост соотношения цена/качество для цифровых видеокамер. Появлялось множество вполне приличных моделей видеокамер за вполне доступные деньги. В период до конца 2002 года, любитель видео мог быть уверен, что покупая видеокамеру за $1800, он действительно приобретает качественный продукт, который с большим запасом подходит для любительских съемок. Такая же уверенность была и у покупателя камер в нише до $1000. Это был период, во время которого если не решающий, но весьма важный голос принадлежал в компаниях-производителях техническим специалистам, понимающим, как можно сделать качественный продукт.
    C начала 2002 года ситуация с цифровыми видеокамерами начала заметно меняться. Тон в компаниях-производителях стали задавать маркетологи. Стратегия их была довольно проста - внимание потенциальных клиентов нельзя привлекать качеством съемки, поскольку его достаточно сложно оценить и также трудно доказать высокое качество съемки несведущему человеку вне зависимости от того, хорошо ли снимает видеокамера на самом деле. Поэтому упор стал делаться на те параметры видеокамер, значения которых должны бросаться в глаза даже полным дилетантам. При этом совершенно не важно, имеют ли эти параметры хоть какой-либо практический смысл. Основная задача - подвигнуть человека на покупку и ради этого все средства хороши. Что хорошо знает любой современный человек, хотя бы чуть-чуть интересующийся техникой? Он знает, например, что:

  • Чем больше пикселей, тем лучше

  • Чем больше матриц, тем лучше

  • Чем меньше камера по размеру, тем это лучше, поскольку можно положить в карман и т.д.

  • Если камера поддерживает какие-либо операции с MPEG форматами, то это очень хорошо, поскольку MPEG это актуально, современно, перспективно и очень модно.

  • Оптика с громким именем (Carl Zeiss, LEICA DICOMAR) это очень хорошо и престижно.

  • USB нужен и полезен - везде есть, поэтому и цифровая видеокамера с ним должна быть. 

  • Запись в DVD формате - прогрессивно, модно и очень престижно.

   Этот список можно продолжать, но смысл его понятен. Именно на эти параметры маркетологи стали делать упор и требовать от технических специалистов реализации тех возможностей в видеокамерах, которые нужны для "ловли на крючок" потребителей, а не для создания технически грамотных продуктов. Под таким прессингом потеряли смысл даже те классические  параметры, по которым много лет оценивали качество видеокамер. Например, наличие трех матриц всегда подразумевало высокое качество съемки, поскольку никому не приходило в голову, что можно уменьшить матрицы до неприличия, удешевить оптику, применить электронный стабилизатор и получить видеокамеру, которая по себестоимости может заметно уступить хорошей одно-матричной видеокамере и, по качеству съемки, естественно, тоже. При этом розничная цена видеокамеры не уменьшается так же как ее себестоимость, поэтому прибыльность растет, и все у производителя хорошо. Недовольны только любители видео, которые уже и не понимают чему верить и на какие параметры видеокамеры опираться при выборе ее для покупки.
    Для того, чтобы понять, насколько сильно деградировал рынок цифровых видеокамер, достаточно сравнить эволюцию цифровых фотокамер и цифровых видеокамер. Видеокамера, купленная в 1999 году за $650, снимает не хуже, а в большинстве случаев даже лучше, чем видеокамера 2003 года такой же стоимости. Если же сравнить качество фото у цифровой фотокамеры за те же $650 1999 года и современной, то качество сегодняшних фотокамер будет намного выше вне зависимости от фирмы-производителя.

Прогнозы

     Пока, с нашей точки зрения, они неутешительны. Пока нет никаких свидетельств тому, что эта совершенно порочная с точки зрения здравого смысла тенденция будет меняться к лучшему. Рынок видеокамер очень сильно монополизирован четырьмя ведущими фирмами Sony, Panasonic, Canon и JVC с примыкающими к ним Hitachi и Sharp. Производители практически одновременно (случайно, конечно) действуют в одинаковом направлении и в одном и том же духе. Исключение из общего правила составляет продукция Sony. Она ухудшила только свою флагманскую любительскую модель TRV900 в 2002 году и приступила к ухудшению (т.е. удешевлению) своих младших моделей  относительно недавно. Sony и раньше основной упор в своих маркетинговых программах делала на технические подробности с использованием массы красивых терминов, поэтому переход к новой реальности для нее проще. Отказ от кнопок и переход к сенсорным экранам, которыми очень сложно пользоваться при ярком дневном свете, практически полная ликвидация ручных регулировок определяет подход этой компании к максимальному удешевлению своих продуктов при сохранении, естественно, достаточно высоких розничных цен.
     Результат всех этих усилий понятен и очевиден - по состоянию на середину 2003 года, даже обладая неограниченными финансовыми возможностями, вы не можете купить портативную цифровую видеокамеру с тем качеством съемки, которое позволяют легко создать современные технологии. Зато на рынке есть масса камер с большим количеством пикселей и маленькими матрицами, которые умеют записывать MPEG-4, печатать напрямую на принтер, очень быстро стартовать, сверкать встроенными вспышками, лампами подсветок, передавать видео без проводов и т.д. и т.п. У этих замечательных камер есть всего два совершенно несущественных с точки зрения фирм-производителей недостатка, о которых и писать как-то даже неудобно - высокая цена и низкое, порой просто немыслимо низкое, качество съемки для своей стоимости. Зато в остальном они действительно великолепны.
    Казалось бы, что может быть проще сделать видеокамеру с матрицей в 1/3 дюйма (значительно большие матрицы имеют фотоаппараты даже за $600) и 415 000 пикселей с оптическим стабилизатором и без всяких возможностей записи в MPEG-4, карт памяти, беспроводной связью и т.п. с высоким качеством съемки - но нет, даже за $1500 нам не предлагают ничего подобного. Фирмы-производители прекрасно понимают, что они делают, поскольку в сегменте полу- и профессиональных видеокамер все остается как есть, на специалистов реклама мегапикселей в матрицах действовать будет только отрицательно, в отличие от любителей. 
    Мы попытались представить, как будут выглядеть фрагменты из документации к цифровой видеокамере 2005 года с учетом нынешних тенденций, проецируя их в будущее. Это, конечно, шутка, но не дай бог ей оказаться правдой.

Краткое описание

    Поздравляем вас с покупкой новейшей видеокамеры модели SuperPuper FX2005. В этой видеокамере собраны все новейшие достижения современной конструкторской мысли от лучших специалистов нашей компании, мирового лидера в производстве видеокамер. Специально разработанная для этой модели прецизионная 6-ти мегапиксельная матрица размером в 1/16 дюйма обеспечивает беспрецедентно высокое качество изображения. С помощью нашей новейшей технологии CrystalClearShooting даже если на небе появятся легкие облака в солнечный день, вы все равно сможете снять понравившиеся вам объекты. Разработанный специально для этой серии камер цифровой процессор, аппаратно реализующий алгоритмы фильтрации Blur (Размытие) и Sharp (Четкость) позволит вам получить потрясающее качество съемки даже в условиях, отличных от рекомендуемых. После обработки изображения этим цифровым процессором при просмотре своего фильма вы легко распознаете те объекты, которые вы снимали, даже на телевизоре с маленьким (21") экраном. Уникальный, специально созданный всемирно известной фирмой объектив диаметром 18 мм., обеспечивает кристально чистое изображение, свободное от шумов и артефактов*. 6-ти мегапиксельная матрица также позволяет делать фотоснимки невиданного до сих пор для видеокамер качества*. 

* Примечание: при соблюдении условий, изложенных в разделе "Руководство по применению". 

 Раздел Руководство по применению 

      Наилучшие результаты съемки нашей видеокамерой вы получите в летнее время в период с 9.00 до 18.00 и в зимнее время с 10.00 до 15.00. Конечно, крайне желательна солнечная погода и полное отсутствие облаков*. Если по каким-то важным причинам вы планируете съемку в помещении, то для получения хорошего качества съемки настоятельно рекомендуем применять освещение из расчета 100 вт (для ламп накаливания) на 1 кв.м. помещения, в котором будет происходить съемка.

*Примечание: Качество съемки в иных условиях может быть хуже и это не является дефектом данной видеокамеры, поскольку обуславливается особенностями погоды на нашей планете.

Заключение

      Мы надеемся, что теперь понятны причины, по которым сейчас довольно жестоко по отношению к вам, нашим читателям, проводить тестирование новых видеокамер в сравнении со старыми. В очередной раз дать понять, что те камеры, которые можно купить сейчас, хуже тех, что были еще совсем недавно, на наш взгляд неправильно. Людям хочется снимать, камеры, какие бы они не были, все равно будут покупать и отравлять радость от покупки не стоит. Поэтому любые тесты камер теперь будут возможны только для камер, которые можно реально купить без особых проблем и только в том случае, если такое тестирование может дать интересные результаты, а не сообщить в очередной раз об очередном ухудшении качества.
     Самое важное понимать, что интересно снятый и смонтированный фильм вне зависимости от качества цифровой видеокамеры будут смотреть с удовольствием, а фильм неинтересный, без "огонька", смотреть не будут, даже если он снят идеально с точки зрения качества картинки. Поэтому большую часть усилий разумнее направлять на творческую, а не техническую часть создания фильма. Камеры всего лишь инструмент, инструмент может хорошим или отличным, но качество результата все равно в первую очередь будет определяться умением владельца инструмента.

Вариант этой статьи, написанный для журнала Компьютерра, вы можете прочитать здесь:

http://www.computerra.ru/offline/2003/501/28197/print.html

Отзывы

      На эту статью, как в ее Интернет-варианте, так и в журнальном, мы получили массу откликов. Пожалуй, ни одна наша заметка ранее не вызывала такого резонанса. Скажем сразу - ни одного письма, опровергающего основную тему статьи, мы не получили. К сожалению, мы не получили также никаких писем и от компаний-производителей цифровых видеокамер. Последние же новости из мира цифрового видео показывают, что усилия производителей по ухудшению выпускаемых цифровых видеокамер и снижению их себестоимости продолжаются. Судя по всему, на это брошены значительные маркетинговые усилия и финансовые средства. Производители продолжают увеличивать количество пикселей, применять уменьшенные матрицы, убирать возможности по работе в ручных режимах и т.п. Надеемся, что осуждение того издевательства над техническим прогрессом, которое нам устроили фирмы-производители, когда-нибудь дойдет и до их ушей. Наша цель проста - возможность купить видеокамеру с тем качеством съемки, которое будет достойно сегодняшних возможностей техники и технологий. Сейчас же нам по-прежнему предлагают покупать не технические, а маркетинговые решения.

CeBIT 2004 - тенденции понятны

       На мартовском CeBIT, проходившем в Ганновере с 18 по 24 марта этого года, присутствовали все производители видеокамер, за исключением Canon. Поскольку на выставках такого масштаба производители показывают в основном новые и зачастую еще не появившиеся в продаже модели, то по представленным экспонатам можно сделать вполне определенные выводы. Судя по выставленным Sony, Panasonic и JVC цифровым видеокамерам (понятно, что и Canon не будет выделяться из толпы), можно сделать такие выводы:

  • Все потенциальные пользователи разделены на две не пересекающиеся группы:

    • consumer - обычный потребитель, как правило не разбирающийся в технике и понимающий только известные всем термины.

    • prosumer - продвинутый и не бедный пользователь, который хочет высокого, вплоть до High Definition TeleVision качества и готов за ценой не постоять.

  • Для consumer рынка, который безусловно, огромен по числу возможных потребителей не стоит и напрягаться - пользователи этой категории должны получить обязательно небольшие, компактные камеры стоимостью не более $1200 - 1200 Euro (для Европы). 

  • Для consumer камеры качество съемки является параметром третьестепенным. Главным являются числовые параметры - количество ПЗС, количество пикселей, объем памяти на SD или Memory Stick карте и т.п. 

  • Отдельные consumer видеокамеры могут иметь терпимое качество съемки, но достижение высокого качества съемки не является целью производителей. Мы обратили внимание, что персонал фирм-производителей на стендах всячески подчеркивал именно технические возможности камер.

  • Для prosumer рынка производители намерены выпускать весьма приличные miniDV камеры стоимостью от $2200 - 2200 Euro (для Европы). У этих камер определяющим будет именно качество съемки. Отличительная особенность таких камер, кроме стоимости - заметные габариты и вес. 

     Для prosumer рынка предназначены и новые miniDV HDTV камеры, первую из которых выпустила JVC (камера фактически не была принята рынком из-за неважного качества съемки в условиях плохого освещения и высокой цены), вторая со значительно лучшими параметрами заявлена Sony, но о ней мало что удалось узнать. Очевидно, что Sony HDTV камера должна превосходить JVC по максимальному разрешению, лучшему качеству съемки за счет 3 ПЗС. К сожалению, кроме этой скудной информации и ориентировочной стоимости менее 5000 Euro ничего более у персонала добиться было нельзя. Panasonic в этом сегменте предлагает великолепную модификацию известной miniDV камеры DVX100 - DVX100A, у которой заметно улучшена оптическая часть.

Выводы после CeBIT

      Камер стоимостью $1200-1700 с высоким качеством съемки и небольшими габаритами и весом больше не будет. О таких камерах как Panasonic MX300/MX350 и Sony TRV900 можно забыть навсегда - с точки зрения производителей это были ошибки, вполне допустимые только на начальном этапе развития технологии. Рынок consumer продукции будет "развиваться" увеличением количества "бантиков" и постепенно вплотную сблизится с мобильными телефонами. Рынок prosumer камер будет совершенствоваться в сторону HDTV, хорошей оптики, киногаммы и т.п. приятных и нужных вещей с соответствующими ценами, габаритами и весом. 
      Но не стоит сейчас говорить о заговоре производителей, надо трезво и объективно оценивать ситуацию. Цифровые видеокамеры стали массовым товаром и производители рассчитывают не на несколько тысяч человек, активно интересующихся качеством картинки, возможностями ручных режимов и обсуждающих все это в различных конференциях в Интернете, а на массовую аудиторию, которой все эти тонкости, называя вещи своими именами, глубоко безразличны. Мы внимательно слушали вопросы, которые задавали люди стендистам на выставке - качества съемки они не касались в подавляющем большинстве случаев. Людям надо снимать своих детей, близких, поездки в отпуск и т.п. и в первую очередь им важно то, что снято, а не как.
      Ситуация несколько напоминает ту, какая была с мобильными телефонами - лет 5 назад люди обсуждали и интересовались вещами, важными именно для телефона, т.е. качеством связи, разборчивостью речи, чувствительностью и т.п. весьма нужными для основной функции аппарата вещами. Сейчас такие параметры телефона 99% людей не интересуют в принципе, хотя для телефона это основные характеристики в силу его назначения. Другой пример - на рынке существуют несколько форматов очень качественного звука - это оригинальные аудио CD, SACD и DVD-Audio. Но любой человек на вопрос о самом популярном аудио формате без запинки ответит - mp3. Денег практически не стоит, а звук для подавляющего большинства вполне приемлем, хотя, заметьте, во многих конференциях при слове mp3 народ презрительно улыбается "разве это звук?". Хотите качественный звук - никаких проблем, но денег это потребует, особенно с учетом стоимости оригинальных дисков, в разы больших. То же самое происходит и с видеокамерами. Если вам качество далеко не безразлично, если вы руками можете настроить камеру без каких-либо проблем - то вы должны быть готовы за все эти преимущества заплатить и немало. Разработка и выпуск качественной камеры стоит больших денег, которые надо вернуть и не стоит ждать благотворительности от производителей - на их месте мы сами поступили бы также. Так что ничего необычного не произошло. Видеокамеры просто стали одним из массовых товаров - романтическая эпоха закончилась.
     Картина рынка может измениться только в случае появления технических изобретений, делающих возможным достижение высокого качества съемки без заметного увеличения себестоимости видеокамеры. Пока об этом ничего неизвестно, но кто знает...