Введение
В
последнее время участились жалобы пользователей на неустойчивую работу их новых
жестких дисков. Такие жалобы были и раньше, их стало особенно много после выхода
материнской платы Abit BE6, а в связи с появлением материнских плат на chipset
i815E, количество подобных жалоб существенно возросло, хотя причины уже
несколько другие.
Причины неустойчивой работы
Почему именно в
последнее время проблемы с жесткими дисками обострились? На это есть ряд причин,
но основная проблема состоит в отсутствии возможности диагностирования работы
жесткого диска в режиме DMA. Как режим DMA использовался в доброе старое время
на chipset'ах 430TX, 440BX, 440LX, 440ZX? Очень просто - пользователь
устанавливал режим DMA в свойствах жесткого диска в панели управления Windows
9x, система требовала перезагрузку, во время перезагрузки проверяла поддержку
DMA всеми компонентами системы (материнская плата, IDE кабель и сам жесткий
диск) и, если все было в норме по ее мнению, режим оставляла, в противном случае
его снимала. Как это не странно, в подавляющем большинстве случаев, решение
Windows 9x было правильным, потому что верным. Но в последнее время ситуация
изменилась по следующим причинам:
- появились chipset, для которых не было драйверов в составе системы
- появились контроллеры UltraATA66/100, производители которых
выпускали собственные микросхемы для этих контроллеров и драйвера к ним
- для поддержки интерфейса UltraATA66/100 возникла необходимость в
применении соответствующего кабеля
Т.е. сейчас устойчивость
работы жестких дисков с новыми контроллерами/chipset'ами зависит от доброй воли
производителей контроллеров, а не от операционной системы.
Какие признаки неустойчивой работы и где они
наиболее явно видны?
Первая волна жалоб пошла с
выходом в свет материнской платы Abit BE6. Ряд пользователей, обнаружив
неустойчивую работу жесткого диска со встроенным контроллером HotRod (фирмы
HighPoint) несли свои жесткие диски на проверку, утверждая, что с ними проблемы
и так же уверенно заявляя, что их материнская плата лучше всех в мире и с ней
проблем в принципе быть не может. Увы, дело было именно в контроллере. Этот
контроллер совершенно нормально работает со всеми жесткими дисками по интерфейсу
UltraATA/33, но совершенно ненормально работает по интерфейсу UltraATA/66 с
некоторыми (не со всеми) жесткими дисками, поддерживающими этот
интерфейс. Следующая волна
появилась вслед за выходом материнских плат на наборе i815E, после установки
второго жесткого диска на второй IDE канал в компьютер на базе такой материнской
платы. Сам контроллер IDE на платах с этим набором "чист" и работает нормально,
но драйверы и программы Intel оставляют пока желать
лучшего. Можно совершенно уверенно
утверждать, что не существует на нашей планете фирм, которые никогда не
допускали ошибок в работе - ASUS, Abit, Gigabyte и многие другие именитые
производители выпускали платы с дефектами и нельзя быть на 100% уверенным, что
имя производителя гарантирует отсутствие любых проблем. Известное имя
гарантирует только наименьшую вероятность их
возникновения. Основные признаки
неустойчивой работы - потеря данных при записи файлов и грозные сообщения
Windows 9/ME/2000 на эту тему, порча уже записанной информации (каталогов,
файлов и т.п.), внезапная, во время работы, потеря производительности и такое же
внезапное ее восстановление.
Как с этим бороться?
Итак, проблема возникла
- новый сверхсовременный и сверхбыстрый жесткий диск, за который заплачено
немало денег и о котором и друзья, и продавец высказывались только в
превосходных степенях, ведет себя совсем не так, как ожидалось - и работает как
бы не очень быстро и файлы теряет и т.д. (см. выше). Первая реакция - диск
бракованный и надо немедленно сдать продавцу и потребовать замены. Реакция
понятная, но, к сожалению, в 99.9% случаев приводит только к потере времени как
у владельца, так и у продавца. Для обнаружения причины нестабильной работы
следует проделать такие действия:
-
Проверить механическую часть - подключен ли IDE кабель на 80
проводов.
-
Проверить версию драйвера от производителя - не слишком ли старая
установлена
-
Самый важный пункт - воспользовавшись специальной программой,
которая есть у каждого производителя жестких дисков (кроме Fujitsu),
принудительно разрешить для проверяемого жесткого диска только режим
UltraATA/33, запретив все режимы старше.
-
Если жесткий диск установлен в переносной отсек (Mobile Rack),
вынуть его оттуда и подключить его напрямую.
-
Проверить поддержку режима DMA с помощью любых доступных тестов по
критерию загрузки процессора - она не должна превышать 40-45%. Значение этого
показателя под 80% и выше свидетельствует о том, что режим DMA просто не
работает, независимо от сообщений программ диагностики.
-
Проверить полностью работу жесткого диска и, если проблемы
остались (что бывает крайне редко) - нести жесткий диск в ремонт, в противном
случае проделать все действия в обратном порядке для установления причины
неустойчивой работы.
Сразу хотелось бы
отметить, что наиболее частая ошибка пользователей - доверие программам
диагностики, которые нередко сопровождают драйвера IDE контроллеров. Программа
Intel Companion для поддержки IDE контроллеров на 8xx наборах Intel, например,
под Windows 2000 совершенно уверенно сообщает пользователю о том, что у него все
работает в самом лучшем режиме и кабель на 80 проводов подключен - все хорошо,
хотя на самом деле и кабель другой, и нужный режим не работает, т.е. программа
фактически выдает желаемое за действительное, так как реально, в работе, каналы
IDE не проверяет.
Заключение
К сожалению, результаты
проверки могут быть неутешительны, как и случилось со многими владельцами
контроллеров HotRod и материнских плат, в которых они были применены. Но, тем не
менее, такая проверка позволяет найти виновного, что само по себе немаловажно.
Если виновен контроллер, то следует просто оставить жесткий диск в режиме
UltraATA/33, так как в этом режиме все контроллеры работают устойчиво и потери
данных на диске не
будет. |