Как правильно использовать жесткие диски с интерфейсом UltraATA/66 и UltraATA/100

 

Введение

       В последнее время участились жалобы пользователей на неустойчивую работу их новых жестких дисков. Такие жалобы были и раньше, их стало особенно много после выхода материнской платы Abit BE6, а в связи с появлением материнских плат на chipset i815E, количество подобных жалоб существенно возросло, хотя причины уже несколько другие.

Причины неустойчивой работы

       Почему именно в последнее время проблемы с жесткими дисками обострились? На это есть ряд причин, но основная проблема состоит в отсутствии возможности диагностирования работы жесткого диска в режиме DMA. Как режим DMA использовался в доброе старое время на chipset'ах 430TX, 440BX, 440LX, 440ZX? Очень просто - пользователь устанавливал режим DMA в свойствах жесткого диска в панели управления Windows 9x, система требовала перезагрузку, во время перезагрузки проверяла поддержку DMA всеми компонентами системы (материнская плата, IDE кабель и сам жесткий диск) и, если все было в норме по ее мнению, режим оставляла, в противном случае его снимала. Как это не странно, в подавляющем большинстве случаев, решение Windows 9x было правильным, потому что верным. Но в последнее время ситуация изменилась по следующим причинам:

  • появились chipset, для которых не было драйверов в составе системы
  • появились контроллеры UltraATA66/100, производители которых выпускали собственные микросхемы для этих контроллеров и драйвера к ним
  • для поддержки интерфейса UltraATA66/100 возникла необходимость в применении соответствующего кабеля

       Т.е. сейчас устойчивость работы жестких дисков с новыми контроллерами/chipset'ами зависит от доброй воли производителей контроллеров, а не от операционной системы. 

Какие признаки неустойчивой работы и где они наиболее явно видны?

       Первая волна жалоб пошла с выходом в свет материнской платы Abit BE6. Ряд пользователей, обнаружив неустойчивую работу жесткого диска со встроенным контроллером HotRod (фирмы HighPoint) несли свои жесткие диски на проверку, утверждая, что с ними проблемы и так же уверенно заявляя, что их материнская плата лучше всех в мире и с ней проблем в принципе быть не может. Увы, дело было именно в контроллере. Этот контроллер совершенно нормально работает со всеми жесткими дисками по интерфейсу UltraATA/33, но совершенно ненормально работает по интерфейсу UltraATA/66 с некоторыми (не со всеми) жесткими дисками, поддерживающими этот интерфейс. 
        Следующая волна появилась вслед за выходом материнских плат на наборе i815E, после установки второго жесткого диска на второй IDE канал в компьютер на базе такой материнской платы. Сам контроллер IDE на платах с этим набором "чист" и работает нормально, но драйверы и программы Intel оставляют пока желать лучшего.
        Можно совершенно уверенно утверждать, что не существует на нашей планете фирм, которые никогда не допускали ошибок в работе - ASUS, Abit, Gigabyte и многие другие именитые производители выпускали платы с дефектами и нельзя быть на 100% уверенным, что имя производителя гарантирует отсутствие любых проблем. Известное имя гарантирует только наименьшую вероятность их возникновения.
        Основные признаки неустойчивой работы - потеря данных при записи файлов и грозные сообщения Windows 9/ME/2000 на эту тему, порча уже записанной информации (каталогов, файлов и т.п.), внезапная, во время работы, потеря производительности и такое же внезапное ее восстановление.

Как с этим бороться?

        Итак, проблема возникла - новый сверхсовременный и сверхбыстрый жесткий диск, за который заплачено немало денег и о котором и друзья, и продавец высказывались только в превосходных степенях, ведет себя совсем не так, как ожидалось - и работает как бы не очень быстро и файлы теряет и т.д. (см. выше). Первая реакция - диск бракованный и надо немедленно сдать продавцу и потребовать замены. Реакция понятная, но, к сожалению, в 99.9% случаев приводит только к потере времени как у владельца, так и у продавца. Для обнаружения причины нестабильной работы следует проделать такие действия:

  1. Проверить механическую часть - подключен ли IDE кабель на 80 проводов.

  2. Проверить версию драйвера от производителя - не слишком ли старая установлена

  3. Самый важный пункт - воспользовавшись специальной программой, которая есть у каждого производителя жестких дисков (кроме Fujitsu), принудительно разрешить для проверяемого жесткого диска только режим UltraATA/33, запретив все режимы старше.

  4. Если жесткий диск установлен в переносной отсек (Mobile Rack), вынуть его оттуда и подключить его напрямую.

  5. Проверить поддержку режима DMA с помощью любых доступных тестов по критерию загрузки процессора - она не должна превышать 40-45%. Значение этого показателя под 80% и выше свидетельствует о том, что режим DMA просто не работает, независимо от сообщений программ диагностики.

  6. Проверить полностью работу жесткого диска и, если проблемы остались (что бывает крайне редко) - нести жесткий диск в ремонт, в противном случае проделать все действия в обратном порядке для установления причины неустойчивой работы.

        Сразу хотелось бы отметить, что наиболее частая ошибка пользователей - доверие программам диагностики, которые нередко сопровождают драйвера IDE контроллеров. Программа Intel Companion для поддержки IDE контроллеров на 8xx наборах Intel, например, под Windows 2000 совершенно уверенно сообщает пользователю о том, что у него все работает в самом лучшем режиме и кабель на 80 проводов подключен - все хорошо, хотя на самом деле и кабель другой, и нужный режим не работает, т.е. программа фактически выдает желаемое за действительное, так как реально, в работе, каналы IDE не проверяет.

Заключение

        К сожалению, результаты проверки могут быть неутешительны, как и случилось со многими владельцами контроллеров HotRod и материнских плат, в которых они были применены. Но, тем не менее, такая проверка позволяет найти виновного, что само по себе немаловажно. Если виновен контроллер, то следует просто оставить жесткий диск в режиме UltraATA/33, так как в этом режиме все контроллеры работают устойчиво и потери данных на диске не будет.