Эта статья прислана нам нашим партнером, Кириллом Иванченко, серьезно занимающимся записью звука. Поскольку интерес к озвучиванию своих фильмов многоканальной звуковой дорожкой очень велик, мы и предлагаем ее вашему вниманию.
Вы купили цифровую камеру. Научились перегонять материал на жесткий диск компьютера. Умеете делать монтаж и записывать DVD диски. Кто-то на этом остановится, а кто-то, не удовлетворившись стерео звуком, попытается максимально использовать возможности, предоставляемые стандартом DVD и поэкспериментировать с Dolby Digital или AC-3, как его еще называют. Именно им в первую очередь и адресована данная статья.
Введение
Стандарт Dolby Digital 5.1 (далее АС-3) был разработан в 1992 году компанией Dolby Laboratories, известным производителем профессиональных систем шумоподавления,. Изначально стандарт предполагалось использовать в качестве альтернативы аналоговому двухканальному звуку при озвучивании 35 мм фильмов с последующим воспроизведением в кинотеатрах. Позднее было выполнено адаптирование АС-3 к условиям домашнего кинотеатра, данная версия и используется в настоящее время.
Как работает АС-3?
Стандарт подразумевает использование 5 полноценных каналов звукового сопровождения плюс один канал суббаса. Понятие полноценность в данном случае означает, что каждый из пяти каналов предназначен для воспроизведения диапазона частот от 3 Гц до 20 кГц. Канал суббаса предназначен для воспроизведения сверхнизких, тактильных частот, их полоса при этом искусственно ограничена 3Гц – 120 Гц.
В настоящее время существует ряд стандартизированных частот дискретизации и длины слова при кодировании сигнала, однако нас, как потребителей DVD будет интересовать только одно сочетание: частота дискретизации 48 кГц разрядностью 16 бит.
Страшилки или а оно вам надо?
Прежде, чем приступить к детальному описанию того, как правильно создать звуковую дорожку в стандарте АС-3, я опишу все тернии на этом трудном и неблагодарном пути.
Желание иметь полноценный пятиканальный звук на сделанном своими руками DVD диске вполне понятно, однако отнюдь не все понимают, какого результата добьются и какой ценой.
Итак, начнем.
Заблуждение первое.
Я отснял материал на камеру и хочу получить звук, такой как в кинофильмах!
Увы, это невозможно. Звуковая дорожка кинофильма, даже если она не содержит спецэффектов, записывается как минимум четырьмя микрофонами. А у вас их два, точнее, один, но стерео. Как бы вы не бились, что бы ни делали – машина, проехавшая мимо камеры, будет передвигаться справа налево или слева направо, но никак не назад и не по диагонали. Конечно, вы можете путем различных ухищрений добиться иллюзии такого движения, но вместе с машиной поедет вся остальная статичная картинка.
Заблуждение второе.
У меня есть компьютер со звуковой картой типа Sound Blaster, я могу редактировать звук АС-3.
Ничего подобного. Грамотно отредактировать и смикшировать дорожку возможно лишь тогда, когда у вас есть звуковая карта, имеющая 6 (5+1) выходов, подключенная к усилителю или ресиверу. Такие карты стоят от 250 долларов, поскольку многоканальная запись считается уделом профессионалов. Устройства многоканальной записи не содержат встроенного блока синтезатора, поэтому о компьютерных играх придется забыть. Правда, здесь есть исключение. Если ваша звуковая карта содержит цифровой выход S/PDIF, поддерживающий формат АС-3 и у вас есть ресивер с АС-3 декодером, то мониторинг и редакция дорожек с окружающим звуком возможны. О таком способе подключения – ниже.
Третье утверждение к разряду заблуждений не относится, однако учитывать его необходимо. Современные программы редактирования звука достаточно ресурсоемки. Поэтому для комфортной работы с ними необходим компьютер с процессором не ниже Pentium 4 и объемом памяти не меньше 256 МБ, лучше 512 МБ.
Если мои страшилки вас не испугали, и вы все еще преисполнены энтузиазма, написанное ниже – для вас.
Оборудование
Что нам потребуется для создания звуковых дорожек в формате АС-3
1. Компьютер;
2. Соответствующая звуковая карта;
3. Усилитель или ресивер;
4. Акустические системы, состоящие из 5 динамиков, плюс сабвуфер;
5. Программы редактирования и кодирования.
Первый пункт понятен, что касается второго, то тут есть два варианта.
Вариант А.
Вы покупаете карту многоканальной записи. Рынок предлагает достаточно много вариантов, однако для создания звуковых дорожек в бытовых условиях от нее не требуется качества Hi End. Лично я рекомендую устройство Delta 410 от фирмы М-Audio, содержащее 2 аналоговых входа, 8 монофонических аналоговых выходов и по одному стерео входу/выходу формата S/PDIF. При отличном качестве цена карты на момент написания статьи составляет 275 долларов, обеспечена великолепная поддержка фирмы – производителя.
В этом случае, схема подключения оборудования будет такой:
Вариант Б
Вы имеете карту с выходом S/PDIF, поддерживающим формат AC-3:
Как было сказано выше, АС-3 использует пять идентичных полнодиапазонных каналов:
-
Два фронтальных (правый и левый);
-
Два тыловых (правый и левый);
-
Центральный.
Идентичность означает, что в идеальном случае усилитель имеет 5 независимых и равноценных каналов усиления, а все акустические системы одинаковы. Именно поэтому комплекты акустики для домашнего кинотеатра обычно состоят из пяти одинаковых кубиков и сабвуфера. Подобранность колонок имеет реальное значение, поскольку при микшировании принцип What you see is what you get (Что вы видите, то и получите) будет соблюдаться полностью. Что вы увидите, точнее, услышите при сведении, то и услышите, проигрывая диск.
Примечание:
На сегодняшний день онлайн контроль при подключении по Варианту Б не представляется возможным, поскольку для этого кодирование в формат АС-3 должно так же происходить в режиме реального времени. Таким образом, если ставить перед собой задачу сведения материала именно в онлайне, единственным приемлемым вариантом бытового уровня является подключение по Варианту А.
Программное обеспечение
Существует ряд программ для работы с многоканальным звуком, однако, на мой взгляд, самой удачной является Nuendo 2 фирмы Steinberg. Поскольку программа предназначена для профессионального использования (входит в необходимый набор 90% студий звукозаписи во всем мире), ее возможности просто неисчислимы, однако работа с ней требует некоторого навыка.
Для кодирования звуковых дорожек и получения результирующего файла .ас3 мы будем использовать кодер АС-3 от фирмы Sonic Foundry, хотя вполне возможно и использование встроенных в программы DVD Authoring кодеров, таких как в Sonic Scenarist, например.
Итак, за работу!
Работа с Nuendo 2.
Прежде всего, мы должны определиться, что же все-таки хотим получить в качестве конечного результата. Допустим, мы отсняли видовой фильм, и хотим добавить к нему свои комментарии, звучащие из центрального канала, а также создать иллюзию пространства звуковыми методами. Замечу еще раз: получить полноценную пространственную картинку в данном случае не возможно! Вы не использовали 4 или 5 микрофонов при съемке. Поэтому, речь идет только об иллюзии. Однако, если вы озвучиваете материал, не требующий оригинального (полученного при записи) саундтрека , либо вручную добавляете спецэффекты, возможно получить звук очень приличного качества.
Редактор Nuendo имеет ряд специфических особенностей. Поэтому немного о принципах его работы.
Основное окно программы (щелкните по рисунку и картинка появится вся, 132 кБ) выглядит так:
Основная панель редактора состоит из (сверху вниз и слева направо):
-
Поля Инструментов (выделено зеленым);
-
Поля служебной информации (выделено синим);
-
Поля Инспектора (выделено красным);
-
Поля Управления (выделено желтым);
-
Поля отображения и редакции аудиоматериала (выделено белым);
-
Транспортной панели;
Названия условны, не соответствуют оригиналу и приводятся в данном виде лишь для лучшего понимания принципов работы редактора.
Поле Инструментов содержит кнопки необходимых для редакции аудиодорожек: разрезание, склейка, стирание, выделение и т.д., малую транспортную панель, а также иные кнопки.
Поле служебной информации предназначено для отображения наименования трека, его длины, громкости, и т.д.
Поле Инспектора содержит инструментарий для обработки дорожки (подключения различных эффектов, эквалайзера, компрессора), кнопки настроек трека, и т.д.
Поле Управления содержит кнопки заглушения трека, автоматизации, блокирования и т.д., а также название трека.
Поле отображения содержит графические образы звуковых дорожек.
Транспортная панель предназначена для управления записью и воспроизведением.
Мы не будем подробно останавливаться на работе каждой кнопки – описание программы занимает около тысячи страниц текста и рисунков, а будем останавливаться только на необходимых нам.
Вообще, в различных окнах редактора информация и инструментарий часто дублируются. Сделано это для удобства пользования, поскольку, редактируя 90 дорожек материала прыгать из окна в окно крайне неудобно. Итак, начнем создание нашей звуковой дорожки.
Прежде всего, необходимо создать проект. Для этого, открыв в программе меню File нажмем New Project. Появится выпадающее меню:
Выберем то, на которое указывает стрелка. Почему именно это? Из-за качества. Дополнительный аудиоматериал (комментарии, фоновую музыку и т.д.) лучше писать в этом формате с последующей конвертацией в тот, который необходим. После нажатия кнопки ОК программа предложит выбрать папку на жестком диске, куда будет записываться вся необходимая информация, в том числе звуковые файлы и их образы. Позаботьтесь о том, чтобы места было достаточно! Для работы в формате 5.1 96 кГц/32 бита вам понадобится примерно 25 МБ дискового пространства на 1 минуту одной моно дорожки. Легко подсчитать, что для часового фильма понадобится 25 МБ х60 минут х6 = 8 ГБ дискового пространства + место на результирующий АС-3 и его временный файл (еще около 800 МБ). С запасом, отводите под проект около 10 ГБ дискового пространства.
В следующем появляющемся окне жмем кнопку ОК и поучаем новый рабочий проект. Нажатием этой кнопки мы произвели так называемый роутинг, то есть подключили соответствующие входы и выходы звуковой карты. Позже нам все равно придется их сконфигурировать иначе.
В соответствии с рисунком выше, мы получили 24 аудиодорожки для записи и редактирования. Нам нужно только 6, поэтому остальные мы удалим, выделив ненужные треки в поле Управления с помощью кнопки Alt на клавиатуре компьютера, а затем щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав команду Remove Selected Tracks.
Теперь распределим названия треков в удобном порядке. Для этого выделяем трек, а затем в поле Инспектора назначаем его выход:
Выбираем Left. Следующий трек будет Right, затем Center, LFE, Left Surround и, наконец, Right Surround. Как вы уже догадались, эти обозначения соответствуют двум фронтальным, центральному, сабвуферному и двум тыловым каналам и аудиоматериал после расстановки звуковых файлов на дорожки будет звучать именно из этих акустических систем.
Сохраним наш проект, выбрав Save As… в меню File редактора, дав ему подходящее имя. В нашем случае это будет test.npr.