Целью тестирования была оценка последних моделей сверхкомпактных MiniDV видеокамер. Подобные видеокамеры представляют собой совершенно новый вид видеокамер, само появление которых стало возможным только благодаря формату MiniDV и современным достижениям в микроэлектронике.
Объектом тестирования являлись полученные с цифровых видеокамер изображения при различных условиях освещения. В отличие от ранее проведенных нами испытаний видеокамер, компактные модели оценивались также и с точки зрения эргономики, так как сверхмалые размеры приводят к некоторым неудобствам для оператора и необычными по сравнению с камерами традиционной конструкции решениям со стороны их производителей.
Все съемки проводились только со штатива (модель Cullmann 50011), как на улице, так и в помещении. Погодные условия (т.е. условия освещения) в процессе теста практически не изменялись. На съемку одной картинки с использованием всех камер требовалось не более 3 минут. Никакой специальной настройки камер не было, использовались только автоматические режимы для каждой из камер, за исключением съемок в помещении, где баланс белого выставлялся вручную. Режимы "Фото" и "Прогрессивная развертка" не использовались и все снимки взяты из обычной последовательности кадров при съемке.
Примечание: Мы настоятельно рекомендуем для оценки качества снимков загружать вариант фотографии с полным качеством. Для этого необходимо щелкнуть по любому из снимков и соответствующее изображение загрузится в отдельном окне броузера.
Все камеры и перед тестом были осмотрены и признано, что они находятся в отличном техническом состоянии.
Итак, в тестировании принимали участие следующие видеокамеры (в скобках приведены реальные розничные цены в Москве на май 2001 года):
Sony DCR-PC5 ($1400-$1500) |
|
Canon MV3i ($1400-1500) |
Мы повторили съемку улицы аналогичные тем, что мы делали в одном из первых тестирований видеокамер и желающие могут легко сравнить снимки, хотя условия освещенности были, конечно разными.
Снимок улицы показал немного большую четкость на снимке PC5, но несколько некорректную цветопередачу по отдельным объектам. Например, небо и дерево слева правильнее на снимке MV3i, а объекты белого цвета лучше выглядят на снимке PC5. В этой съемке абсолютного победителя нет, есть свои плюсы и минусы у каждой камеры.
Съемки травы выполнялись на полном оптическом увеличении (у каждой камеры значение этого параметра равно 10). Обе камеры справились с этой съемкой хорошо, но несмотря на чуть более насыщенный цвет у MV3i, хорошо заметно, что у MV3i четкое изображении травы только в центре нижней половины изображения, а правый верхний угол совершенно размыт, что говорит о не очень хорошем качестве оптики по крайней мере этого конкретного экземпляра камеры. В этой съемке пальма первенства принадлежит Sony PC5.
Здание офиса
В этом тесте практически не видно какой-либо разницы в качестве. Чуть-чуть более насыщенные цвета у MV3i, но эта разница настолько несущественна, что результаты данной съемки признаны хорошими для каждой камеры в равной степени.
Съемка в офисе с освещением лампами накаливания
Условия этой съемки были следующие - комната в 16 кв.м. освещалась 6 лампами накаливания по 60 Вт в двух люстрах, причем каждая лампа находилась в люстре в матовом плафоне. Жалюзи на окнах были полностью закрыты для еще большего ухудшения условий съемки. Для камеры Canon был выставлен баланс белого по листу бумаги и аналогичная процедура была проделана и для камеры Sony, но из-за отсутствия в ней установки баланса белого, была просто зафиксирована функцией Hold настройка автомата.
По этой съемке комментарии излишни. Здесь можно видеть традиционное для 1 CCD камер Sony крайне низкое качество съемки в условиях пониженной освещенности. К сожалению, PC5 традицию не нарушила. Победа в этом тесте за Canon MV3i.
Мы не проводили ранее оценок эргономики камер, но при тестировании компактных видеокамер без этого не обойтись, ибо ради уменьшения размеров производителям приходится конструировать камеры, заметно отличающиеся по эргономике от обычных видеокамер. Поскольку оценка удобства работы субъективна по определению, мы поступили следующим образом: раздали опросные листы сотрудникам компании "Сплайн" и ее клиентам, находящимся в офисе компании с просьбой оценить удобство работы с камерами по 3 параметрам -
-
управление трансфокатором
-
включение/выключение кнопки записи при съемке
-
удобство пользования переключателем режимов
Результаты подобного опроса с оценками по пятибалльной системе практически в первозданном виде занесены в таблицу ниже:
Участники | Sony PC5 | Canon MV3i |
Михаил | 3 | 4.5 |
Игорь | 4 - комментарии: Пластиковую ручку можно быстро обломать, тугой трансфокатор |
4 - комментарии: неудобный переключатель VCR/camera, хороший трансфокатор |
Алексей | 3 - комментарии: неудобен сам "квадрат" камеры, жесткий трансфокатор, удобный переключатель режимов |
4 - комментарии: неудобный переключатель VCR/camera
|
Кирилл | 3 - комментарии: 4 за трансфокатор, по 3 за кнопку и управление |
5 - комментарии: по 5 баллов за управление трансфокатором и режимами и 4 за кнопку записи |
Сергей | 4 - комментарии: 5 за трансфокатор, и по 4 за кнопку и переключатель режимов |
3 - комментарии: по 4 за все, но итоговая оценка все равно 3 |
Женя | 4 (за каждую из функций) | 3.5 - комментарии: по 4 за кнопку и трансфокатор и 3 за переключатель режимов |
Итого | 21 | 24 |
Как видно из результатов опроса, разница в удобстве пользования по крайней мере трансфокатором, переключателем режимов и кнопкой записи не является принципиальной, хотя у камеры Canon MV3i все-таки баллов больше. От себя хотелось бы добавить некоторые объективные замечания:
-
у камеры Sony все обращения к меню выполняются через сенсорный экран жидкокристаллического дисплея. С одной стороны, это очень наглядно и удобно, но при съемках на улице пользоваться им было очень тяжело, так как светило солнце и разглядеть изображение меню на экране было трудно.
-
камера Canon немного легче и не имеет откидного рычага для удержания камеры в руке, что делает быстрое включение ее в работу более удобным.
Прежде чем подвести итоги, следует понять, для каких целей следует покупать видеокамеры в подобном конструктиве. Поскольку столь малые размеры приводят к определенным неудобствам в пользовании сверхкомпактными камерами, их следует приобретать для съемок, например, в туристических походах, особенно в горных условиях, для съемок катания на горных лыжах, прыжках с парашюта, полетах на дельтапланах, парапланах и т.п. Для обычных бытовых съемок такие камеры не очень удобны, поэтому лучше приобретать видеокамеры в обычном конструктиве, если в описанных выше экстремальных условиях вы не окажетесь в обозримом будущем.
Исходя из целей использования компактных камер, нельзя однозначно присудить первенство какой-либо из камер, так как плохое качество съемки при искусственном освещении не является самым существенным недостатком для камеры, основное назначение которой - съемки при дневном свете. Тем не менее, для съемки в туристических походах лучше использовать камеру Canon MV3i, так как вечера у костра ей будут сняты заметно лучше, чем камерой Sony PC5.
Тестирование проводили компания "Сплайн" и журнал "Digital Life", новый проект издательства "Открытые системы", посвященный использованию новых цифровых технологий в обыденной нашей жизни.
Участники тестирования приносят искреннюю благодарность Марии Карягиной, сотрудникам и клиентам компании "Сплайн" за участие в тестировании.