Сравнение видеокамер Canon XM2 и JVC HD10 от 27 ноября 2003 года
Тестирование, которое провел Александр Олейник (г.Киев), показалось нам интересным, поэтому, с любезного согласия автора, мы публикуем его на нашем сайте. В оригинальном тексте мы ничего не исправляли, а наши комментарии приведены в рамках. Это одно из первых не только на территории бывшего Союза, но и в мире тестирование пока первой и единственной на свете любительской видеокамеры высокого разрешения (High Definition) JVC HD10. Возможно, что эта и подобные ей видеокамеры откроют так давно ожидаемую эпоху перемен в любительском видео. При анализе статьи просим учесть, что профессия Александра не имеет отношение к видео и не стоит оценивать и критиковать его информацию с точки зрения профессионала. Александр просто описывает свои впечатления, они субъективны и этим и интересны.
Примечание: Мы настоятельно рекомендуем для оценки качества снимков загружать вариант фотографии с полным качеством. Для этого необходимо щелкнуть по любому из снимков и соответствующее изображение загрузится в отдельном окне броузера.
Давно и безуспешно ищу хорошую портативную видеокамеру.
Очень не хотелось выходить за габариты Panasonic NV-MX500, но крайне недоволен я ее работой особенно при плохом освещении, как впрочем, и всеми камерами существующими на рынке в этом классе и габаритах.
Выход новинки от JVC снимающей в формате HD (High Definition) меня крайне обрадовал и заинтересовал. Вот, казалось бы, и габариты подходящие (не MX500, но все-же) и качество смогу существенно поднять отснятого материала.
Результат тестирования этой камеры, которую для тестов я с большим трудом раздобыл, меня огорчили. Не могу сказать, что камера плохая, просто я не увидел того, что от нее ожидал.
Хотел бы дать небольшое описание камеры и всего, что ее окружает, так как камера и сама технология используемая ею нова и информацию пришлось собирать по крупинкам.
Прежде всего, скажу, что камера состоит из сплошных противоречий и неоднозначностей.
У камеры есть три режима съемки – DV (стандартный режим), SD - 480/60p или 480/60i и HD - 720/30p. Камера выпущена только в NTSC версии.
В стандартном DV режиме съемки камеру даже не стали плотно тестировать, так как сразу обнаружились серьезные проблемы с авто фокусом.
SD и HD снимают в MPEG2-TS формате и понятно, что в любом случае выбор будет за HD съемкой. Следовательно, только этот режим и тестировался.
В качестве оппонента была взята не очень подходящая, но в своем классе и габаритах считающаяся лучшей – Canon XM2 (Panasonic DVX100 под рукой не было, и сделать однотипное сравнение не удалось, но были записи тестов более ранних (которые из-за не однотипности условий я не привожу), но по которым я могу сделать вывод, что камера Panasonic DVX100 по всем параметрам превосходит Canon XM2 и если бы она была рядом с JVC HD10, то проблемы JVC с цвето и светопередачей, были бы еще заметнее).
Камеры тестировали в четырех режимах – в помещении со штатива при трех уровнях освещения 10 (температура3200),100(температура5600), и 1000(температура3200) Lux искусственного освещения (измерялось люксметром LOGOCAM Light Meter LM-103, диапазон до 50000 lux). Съемку делали в двух режимах с автоматическим и ручным балансом белого. Также сделали съемку на улице при естественном не ярком освещении (пасмурный день) - только для камеры JVC HD10. Режим использовался – полный автомат.
Приводимые снимки были сделаны для отснятого Canon XM2 материала с таймлайна программы Liquid Edition 5 с использованием процедуры сохранения кадра с деинтерлейсом и корректированием пропорции 4:3 изображения в 1:1 в Photoshop'е. Для материала, отснятого камерой JVC HD10 пришлось делать Prt. Sc. при помощи программы UltraSnap прямо из окна Monitor программы MPEG Edit Studio Pro 1.0 LE, в формате реального размера изображения (т.е. 1280х720) на мониторе Apple Cinema HD Display с диагональю 23 дюйма c разрешением 1920х1200.
Привожу полученные результаты -
Часть 1 - Снимки с автоматическим балансом белого:
На этом снимке очень хорошо видно, насколько чувствительность Canon XM2 выше, чем у JVC HD10. У Canon при освещенности 100 lux даже автомат работает практически правильно по балансу белого. Конечно, температура 5600 K, но JVC все равно уводит в розовое. |
Съемка таблицы с эталонными цветами.
Тесты на чистоту цвета
Часть 2 - Снимки с ручным балансом белого
Освещенность 10 lux, температура 3200 K | Освещенность 100 lux, температура 3200 K | Освещенность 1000 lux, температура 3200 K |
JVC HD10 | JVC HD10 | JVC HD10 |
Снимки, сделанные на улице только камерой JVC HD10:
Каждый может сделать свои выводы по предоставленным материалам, но так как реальный видеоматериал я предоставить не могу, то хотел бы свое отношение к результатам тестов высказать.
Что хорошо у JVC HD10:
-
Во всех случаях, даже при 10 lux картинка очень мало шумит, заметнее шум только на красных цветах и при ручном балансе белого и имеет структуру шума MPEG-а.
-
Во всех четырех случаях хорошо видно, что камера снимает с высоким разрешением, даже если картинка отмасштабирована до стандартного DV разрешения. У текста нет DV-шных артефактов (почти) и он читается прекрасно. При съемке на улице с максимальным зумом очень хорошо видно возможности четкости HD формата.
-
Я наконец-то увидел настоящий качественный (почти) прогрессив, снятый видеокамерой. Хотя конечно ограничения по скорости панорамирования есть.
Что плохого –
-
Видимо для такого разрешения - размера 1/3" mega-Pixel Progressive CCD мало. Хотя и есть разные мнения насчет того, что лучше - одна или три матрицы -
http://www.digitalvideo.ru/archiv/034/3401.htm, чувствительности у камеры явно недостаточно. Изображение, несмотря на свою четкость, как бы снято через не совсем прозрачное стекло. Я не знаю правильного термина, но во всех четырех режимах съемки на изображении присутствует пелена (белесость), эффект как бы недопроявленного негатива. -
Более-менее естественная, но все равно приглушенная цветопередача, появляется только начиная с 800-1000 Lux. Даже при 100 Lux есть проблемы с синим цветом, при 10 Lux изображение приближается к черно-белому. При ручном балансе белого цветопередача естественно выравнивается, но при этом поднимается и шум при низкой освещенности.
Общие выводы:
Камера хороша только при хорошей освещенности, многим цветопередача и прогрессивное изображение даже понравятся своей некой "киношностью", особенно если на это смотреть через HD проектор или на HD плазме.
Безусловно у этого формата есть серьезные перспективы и JVC задала им хороший старт.
Тот факт, что стандарт HDV зарегистрирован и одобрен серьезными компаниями - Canon Inc., Sharp Corporation, Sony Corporation, Victor Company of Japan, Limited (JVC) и к ним присоединяются новые фирмы (http://www.hdv-info.org) очень обнадеживает и дает повод ожидать в скором времени появления новых образцов камер стандарта HD.
Так как формат MPEG2-TS, в котором пишут камеры HDV на miniDV кассеты является новым форматом и с ним мало кто успел познакомится, приведу некоторые данные по формату и тех возможностях редактирования его, которые существуют на сегодня:
Запись ведется в формате MPEG2-TS (файл с расширением *.m2t, TS означает Transport Stream) со следующими характеристиками:
-
* Stream Type : MPEG-2 TS
-
Bitrate : 19750973 bps
-
* Video Stream Type : MPEG-2 Video
-
Picture Size : 1280 x 720
-
Aspect Ratio : 16:9
-
Frame Rate : 29.97 frames/sec.
-
Bitrate : 18300000 bps
-
VBV Buffer Size : 3670016 bit
-
Constrained Parameter Flag : Off
-
Profile and Level : MP@H1440L
-
Progressive/Interlaced Sequence : Progressive
-
Chroma Format : 4:2:0
-
Low Delay Flag : Off
-
Quantizer Type : H263
-
Rate Control : CBR
-
* Audio Stream Type : MPEG-1 Audio
-
Layer : LayerII
-
Error Protection : On
-
Bitrate : 384000 bps
-
Sampling Frequency : 48000 Hz
-
Mode : Stereo
-
Copyright Flag : Off
-
Original or Copy : Original
-
De-emphasis Type : None
Понятно, что с этим MPEG-ом ни одна из обычных программ монтажа работать пока не может.
Для работы с M2T файлами существует на сегодня только три возможности –
-
Plug-in фирмы CineForm Aspect HD для Adobe Premier, который позволяет работать с MPEG2-TS файлами декодируя их в более удобный для монтажа формат, с которым, после установки этого плагина, может работать Premier, и после окончания монтажа в негоже и экспортировать. Разработчики утверждают, что без потери качества. Стоимость этого решения – 1200 USD. http://www.cineform.com/products/AspectHDP65.htm.
-
Программа MPEG Edit Studio Pro 1.0 разработанная японской компанией KDDLabs
http://w3-mcgav.lab.kdd.co.jp/mpeg/MPRO12/indexe.html
Японская версия программы уже имеет версию 1.2
http://avs.kddlabs.co.jp/mpeg/mpro12/body.html
Стоимость программы 4800 USD.
LE версия этой программы, которая не умеет ничего кроме того, как импортировать M2T файлы, слегка их редактировать (резать по кадрам, клеить и вставлять минимальное кол-во переходов) и вставлять титры и экспортировать все в тот же MPEG2-TS *.m2t формат, поставляется вместе с камерой JVC HD10.
В этой LE версии не поддерживается импорт и экспорт больше ни единого формата, даже картинку бросить на таймлайн– невозможно. -
Для Маков есть аналог CineForm Aspect HD для Final Cut Pro, разработанный компанией Heuris - HEURIS' Indie HD Toolkit , стоимостью 5000 USD. http://www.heuris.com/MPEGProducts/IndieHDToolkit/index.htm
Вообще формат HDV новый и наверняка будет развиваться, так что есть надежда, что эта дороговизна и малое количество решений очень быстро изменится.
В данный момент это HDV видео можно только вернуть обратно на камеру или DVHS магнитофон. Посмотреть, благодаря и понижающим и повышающим конвертерам, встроенным в камеру можно где угодно по аналоговому выходу, что на обычного разрешения телевизоре, что на HD разрешения проекторе или плазме. Также очень неплохо смотрится такой видеоматериал на LCD качественных PC мониторах.
Надеюсь, что не очень долго ждать нам и HD DVD формата, что даст дополнительный толчок HD формату как таковому вообще.
Обсуждение этой статьи и ответы на возникшие вопросы организовано в разделе форума www.videoediting.ru, специально открытом для этой темы - http://www.videoediting.ru/ib/index.php?act=ST&f=17&t=4981
На наш взгляд, пока еще рано говорить о всепобеждающей силе и привлекательности нового формата видео. Пока еще и видеокамеры и программы для обработки недоступны большинству видеолюбителей - видеокамеры из-за стоимости, программы - из-за редкости. К тому же, если отрешиться от HDV возможностей HD10, качество съемки ее нельзя назвать не то чтобы выдающимся, но даже просто приличным при отличных от дневного света условиях съемки. Ее сегодняшняя стоимость в России порядка 5000 Euro, что, на наш взгляд, превышает все разумные значения. Цена в США в $1999, уже имевшая место быть несколько раз, более близка к реальной стоимости этой камеры. В заключение хотелось бы пожелать производителям HDV камер следующих поколений в погоне за техническим прогрессом не забывать делать матрицы большими и не превышать то количество пикселей, которое необходимо именно для качественной видеосъемки, иначе повторится сегодняшняя ситуация - паспорта к видеокамерам читаются просто как гимн техническому совершенству, а съемка этими внешне замечательными камерами почему-то вызывает желание сказать не очень приятные и недипломатичные слова в адрес такого технического прогресса. |